Сам себе режиссёр

История кино

История кино начинается в 19 веке. Хотя фотография как способ запечатления неподвижных изображений появилась ещё в первой половине 19 в., для того, чтобы стал возможным процесс съёмки и воспроизведения движения, требовалось, чтобы фотографирование могло происходить с короткими выдержками. Но и после появления соответствующих типов фотоэмульсий в 70-х годах 19 в. кино появилось не сразу. То, что нас сегодня кажется очевидным, изобретатели и пионеры кинематографа поняли далеко не сразу. Были сделаны десятки попыток создать системы записи и воспроизведения движущихся изображений, в которых даже принимал участие знаменитый Эдиссон, но и его система оказалась неудобной, рассчитанной всего лишь на индивидуальный просмотр, что и не позволило Эдиссону добиться успеха.

В результате, признанными изобретателями кинематографа стали французы, братья Луи и Огюст Люмьеры. Аппаратура Люмьеров оказалась очень удобной, с её помощью можно было легко снимать и демонстрировать фильмы на большом экране, что и предопределило успех их изобретения. «Кинематограф» (или «синематограф») — именно так называлось устройство Люмьеров.

Первая публичная демонстрация была дана в Париже ещё в марте 1895 г., но днём рождения кино считается другая дата, 28 декабря 1895 г., когда состоялся первый коммерческий киносеанс (это произошло в подвале «Гран Кафе» на бульваре Капуцинов).

В своих сеансах Люмьеры демонстрировали несколько коротких (всего 50 сек.) роликов, первым из которых был «Выход рабочих с фабрики». Однако наиболее популярным из этих роликов стал ролик под названием «Прибытие поезда». Поезд на экране как бы надвигался на зал, что выглядело очень реалистично и производило сильное впечатление на зрителей.

Современное кино

Представлено множеством талантливых кинематографистов. Среди них и мастера старой школы, и среднее, и совсем молодое поколение. М. Хуциев, К. Муратова, В. Мотыль (1927-2010), А. Герман-старший, Э. Рязанов, В. Мельников, Г. Данелия, П. Тодоровский, А. Митта, Г. Панфилов, С. Говорухин, А. Михалков-Кончаловский, А. Герман, В. Меньшов, Н. Михалков, В. Абдрашитов, П. Чухрай, В. Бортко, Н. Досталь, П. Лунгин, А. Сокуров, А. Учитель, В. Огородников (1951-2006), Д. Астрахан, С. Газаров, А. Балабанов, А. Звягинцев, Ф. Бондарчук, С. Бодров-младший (1971-2002), К. Серебренников, А. Герман-младший, В. Тодоровский и другие — все это кинематографисты разного возраста и разных художественных манер, но работающие сегодня.Повторим, творчество любого художника так или иначе всегда отражает время, и современный российский кинематограф снова служит подтверждением этому. К сожалению, несмотря на наличие талантов, отечественное кино за два последних десятилетия лишилось былой целостности. Сожаление относится не к потере ранее скреплявшей общество идеологии, но к отсутствию объединяющего начала вообще. Оттого, что не пришло еще время осмысления происходящего сегодня, не пройдено то необходимое расстояние, с которого видится главное, многие кинематографисты, как и их почитатели, подчас пребывают в растерянности, и иногда возникает ощущение, что личность художника рвется на части. Особенности взаимоотношений произведения с социальной реальностью сегодня скорей схватывает интуиция, нежели разум. Это в 1950-1960-х гг. публика абсолютно осознанно принимала экзистенциальные размышления режиссеров, а также кинодраматургов и их героев — отчасти циничных, чаще инфантильных, но почти всегда добропорядочных и в чем-то романтических. К сегодняшним же персонажам кино она относится насторожено, а если и принимает, то скорее интуитивно.Так, она приняла своеобразного борца за справедливость Данилу Багрова (Сергей Бодров) из ленты Алексея Балабанова «Брат» (1997). Однако он, по разумному размышлению, для русского искусства является героем сомнительным, хотя бы потому, что в одном из самых харизматичных произведений русской литературы о преступлении и наказании львиная часть содержания отводилась не первому, но второму, т.е. нравственным мучениям героя. Данила же совершенно не обеспокоен муками совести: «уложив» несколько человек за несколько минут, он совершенно спокойно старается припомнить последний зонг полюбившейся группы.

За 20 лет в современном армянском кино произошло множество изменений, но существенным было то, что вклад государства в кинематограф стал частичным, исчезла цензура, хотя в производственном плане кино очутилось и до сих пребывает в состоянии кризиса. Но даже в условиях небольшого производства фильмов современное армянское кино создало свою особую историю и свой облик. За последние 20 лет были сняты такие фильмы, как «Документалист», «Возвращение поэта», «Граница» Арутюна Хачатряна, «Ветер забвения», «Симфония молчания» Вигена Чалдраняна, «Веселый автобус» Альберта Мкртчяна, «Страна священных обрядов», «Мариам» Эдгара Багдасаряна. Фильм Арнольда Агабабова «Где ты был, божий человек?» рассказывает о сталинском режиме.      Примечательна картина Фрунзе Довлатяна «Тоска». Это история старика Аракела, который, будучи простым крестьянином, из чувства тоски решил переплыть реку и встретить рассвет на своей родине – в Западной Армении. Из-за этого поступка он оказывается в подвале КГБ. Фильм поднимает проблему границы и расколотой на две части родины. Отмечу также фильм Арутюна Хачатряна «Возвращение в Страну обетованную», которая рассказывает о том, как молодые супруги-армяне обосновались в заселенном некогда азербайджанцами селе.   90-е годы нашли свое отражение и в документальном кино. Нынешняя киносфера намного разнообразнее. В Армении эфир телекомпаний обычно заполняют сериалы в основном собственного производства, имеющие средний уровень и даже ниже. Это тоже важная системная проблема, поскольку в странах с развитым кинопроизводством телекомпании – основные инвесторы в сфере кино. В этих условиях проблемы возникают для тех кинорежиссеров, первоочередной целью фильмов которых не являются кассовые сборы или заполнение эфира. Если сериалы или телефильмы, которые беспрепятственно переносятся на киноэкран, могут собрать зрителей, потому что телевидение обеспечивает их рекламу, то авторские фильмы остаются без внимания. Между тем мы имеем грамотно снятые, затрагивающие социальные, политические, межличностные отношения фильмы, жизнь которых из-за недостаточного внимания коротка.  Они не интересны ни телекомпаниям, ни кинотеатру. Развитие национального кино должно волновать хотя бы национальную телекомпанию, поскольку пока нет четкого закона, по которому любая телекомпания должна принимать определенное участие в деле развития национального кино. 

Тонкости режиссёрства

Режиссеру необходимо жить фильмом на всех стадиях его производства — от момента рождения, идеи и до момента, когда впервые включается проектор и на белом экране появляются первые кадры твоего фильма. У режиссера есть некий замысел, идея, порой все отталкивается лишь от образа, и режиссер задается вопросом — о чем он хочет делать кино? Формулировать надо конкретно, так как если ты сам не будешь знать, о чем оно, то команда активно начнет «помогать». И подсказывать, внося свои поправки и идеи, а это разрушает твой замысел на корню.

Режиссер живет вместе со сценаристом несколько месяцев и сценарий все переписывается и переписывается, параллельно режиссер начинает встречаться с другими авторами своего фильма — оператором, композитором, звукорежиссером, художником — постановщиком, художником по гриму, художником по костюмам и с каждым находить общий язык, посвящать его в свой замысел, и во всем этом создается свой мир командой людей. Работа очень кропотливая и детальная, ведь чем лучше подготовка, тем качественней сама съемка.

На каждом проекте сам процесс немного отличается, но из основного — написание сценария, подготовительный период, съемки, поспродакшн — озвучание, шумы, звуковая картина фильма, написание музыки, цветокоррекция, титры, спецэффекты — и обязательно везде должен быть режиссер. Как говорится, режиссер — это Колумб, который хочет открыть Америку, а его команда хочет домой. Режиссер должен поддерживать в каждом огонь энтузиазма и не давать останавливаться потоку творчества — ведь когда команда работает как слаженный механизм, то никто не тратит времени на решение ненужных проблем, и остается больше времени для творчества.

Жанры кино

Проблема подробной классификации кино по разным жанрам и поджанрам является достаточно сложной. Однако здесь мы попытались привести список наиболее устоявшихся жанров и типов художественных (игровых) фильмов, приведя, к тому же, их краткие описания.

Блокбастер

«Блокбастер» — не вполне жанр, однако это очень распространённый термин. Происходит от англ. blockbuster — бомба большого калибра. Так называют фильмы, обладающие очень большим бюджетом (более 100 млн. долларов).

Сериал

Фильм, в котором сюжет растягивается на несколько (много) серий. Многосерийные фильмы появились довольно давно, однако интерес к ним был не слишком велик. Вторую жизнь сериалы получили на телевидении, где породили весьма специфичный жанр — ТВ-сериал. В советском кино было очень много фильмов на 2-6 серий, что позволяло создавать интересный и качественный, без нудного затягивания, но, в то же время и без скомкивания сюжета, фильм, но к сожалению, в настоящее время этот промежуточный тип практически исчез.

Семейный фильм

Это фильмы, предназначенные для просмотра всей семьёй, ориентированные на детскую аудиторию. В связи с этим часто лишены сцен насилия, включая в себя элементы комедии с незамысловатым юмором.

Авторское кино

Своеобразное название для типа кино, противопоставляемого кино, создаваемому корпорациями, крупными студиями, особенно такому, как продукция Голливуда. Подразумевается, что в авторском главную роль играет личность и индивидуальный стиль режиссёра.

Авангардное кино

Это кино, предназначенное, очевидно, не столько для зрителей, сколько для самовыражения режиссёров. Подразумевает использование всяких нестандартных и экспериментальных приёмов и не рассчитано на коммерческий прокат. Тем не менее, часто такие фильмы показывают на разнообразных фестивалях.

Арт-хаус

Ещё одно направление из той же оперы… Подразумевает, опять же, что фильм не предназначен для широкого проката и массовой аудитории, а рассчитан на «искушённых» зрителей. На Западе это направление имеет свою узкую аудиторию из людей, которым интересно что-то, непохожее на «мэйнстрим», мнящих себя ценителями киноискусства.

Драма

Как известно, в классическом театре (со времён Древней Греции) существует три жанра — комедия, трагедия и драма. Трагедия как отдельный вид жанра в кино почему-то не прижился, а вот комедия и драма представлены (хотя можно считать, что трагедия в кино вошла в жанр драмы). Особенность драмы в том, что главное внимание уделяется не спецэффектам, развитию сюжета и т. п., а (реалистичным) жизненным ситуациям, взаимоотношениям между персонажами, их внутренним психологическим переживаниям. При этом жанр драмы имеет огромное число поджанров. К числу поджанров драмы относятся, например, мелодрама и триллер.

Мелодрама

Здесь акцент делается на ярких внутренних, в первую очередь, чувственных и эмоциональных переживаниях героев, с изображением ярких ситуаций эмоциональных контрастов — любовь-ненависть и т. п. Как поджанр мелодрамы, в свою очередь, можно выделить мыльную оперу — сентиментальный фильм (очень часто сериал) о семейных проблемах, предназначенный для домохозяек среднего класса.

Триллер

В триллере акцент также делается на изображении ярких психологических моментов, внутренних переживаний героев, но главное место занимает создание сильной атмосферы напряжённости и волнения. Как правило, для усиления и нагнетания этой напряжённости используются специальные элементы, сцены и эффекты, в сюжет фильма замешиваются какие-то не вполне естественные крайности в проявлении страстей, инстинктов, всякого рода психологических аномалий и т. п.

Ужасы

Хороший фильм ужасов — это фильм, способный хорошо напугать зрителя, вызвать в нём самые разнообразные явные и тайные страхи и т. п. Но т. к. свойство психологии обывателя таково, что возможность испытать сильные отрицательные эмоции (а кино ужасов даёт возможность испытать их как бы «понарошку») притягивает не меньше, чем положительные, то такие фильмы пользуются популярностью. В отличие от триллеров, фильм ужасов отнюдь не старается создать реалистическую атмосферу и сюжет, в нём могут быть представлены инопланетяне, вампиры, мутанты и т. п. Он ориентируется на более глубокий уровень подсознательных, иррациональных страхов.

Комедия

Очень распространённый жанр, который не только развился одним из первых, но и по сей день продолжает пользоваться огромной популярностью. При этом элементы комедии присутствуют и в очень многих фильмах других жанров. Смысл комедии в том, что она заставляет зрителей смеяться, а добиваются этого авторы разными способами — как построением сюжета, так и введением отдельных сцен, эпизодов и шуток. Конечно, среди комедий есть как фильмы с действительно остроумным юмором, фразы из которых становятся крылатыми, так и комедии, напичканные грубыми и дешёвыми шутками, рассчитанными, очевидно, на людей с низким интеллектуальным уровнем.

Мюзикл

Фильм с обилием музыки, песен и танцев, которые играют в нём основную, а не вспомогательную, роль и лёгким, в значительном числе случаев, комедийным сюжетом. Жанр изначально завоевал популярность в США ещё в 30-е и 40-е, к мюзиклам же можно условно отнести и многие советские фильмы, например, 70-х годов. Сейчас фильмы этого жанра менее распространены.

Сказка

Фильм-сказка как совершенно самостоятельный жанр существовал и был популярен в СССР и странах соцлагеря. Сюжет строился на основе сказки или, ещё чаще, по типу «старая сказка на новый лад». На Западе похожие фильмы входят в жанр «семейное кино».

Вестерн

Это фильм на тему «освоение Дикого Запада (в США)». Как самостоятельный жанр, его, естественно, создали, американцы, но снимали вестерны и в других странах, например, Италии и Германии.

Приключения

Фильм с увлекательным сюжетом (действие часто происходит в отдалённой исторически/географически от обыденной обстановки реальности), при котором герой попадает в разные нестандартные ситуации, из которых вынужден выпутываться благодаря своей смекалке и ловкости.

Боевик

Весьма распространённый, в том числе и из-за небольшой требовательности к сюжету и фантазии режиссёров и сценаристов, жанр. Также используется термин «экшен» (англ. action — действие). Классический западный боевик отличается наличием несложного сюжета, наличием противостояния между хорошим и плохим героем (героями), акцентом на зрелищность, обилием трюков и спецэффектов.

Исторический

Понятно, что основная цель этого фильма — воспроизведение тех или иных исторических событий. Исторических фильмов довольно много, и попытки их постановки стали предприниматься довольно рано. Разброс уклонов в жанре исторических фильмов очень велик — от фильмов, похожих на документальные, до фильмов, похожих на боевики, в которых исторические события — лишь фон и антураж (особенно страдает такими постановками Голливуд).

Военный

Реалистичный фильм о войне, с целью передать атмосферу событий, судьбы героев, с основанным на действительных фактах или вымышленным сюжетом. Много фильмов подобного рода снималось и у нас, и на Западе.

Детектив

Понятно, что главную часть, основу сюжета здесь так же, как и в соотвествующем литературном жанре, составляет расследование преступления. Кроме этого, элементы детектива используются и в фильмах других жанров (например, триллер).

Фантастика

Фильмы с фантастическим сюжетом отличаются большим разнообразием, от относительно «чистой» научной фантастики, до фильмов, тяготеющих к жанрам ужасов, фильмов-катастроф и т. п. Фантастика подразумевает использование вымышленных реалий, событий, технологий и т. п., однако таких, которые могут, в принципе, восприниматься зрителем как потенциально, гипотетически реальные или возможные. Этим они отличаются от фильмов в жанре фэнтези (с квазиреалистичным, но сказочным сюжетом, мистики и т. п.) Особое направление в этом жанре — космическая фантастика.

Прочие варианты киножанров —

Гангстерский фильм (на тему 30-х годов в США), криминальный фильм (о преступниках), карате-фильм (драки в стиле восточных единоборств), биографический фильмфильм-катастрофамистикафэнтезиэротика и т. п.

Наш короткометражный фильм

Оставьте комментарий